Горыныч и ночница — новые хищники пермского периода с берегов Вятки

Уникальное местонахождение фауны пермского периода на берегу реки Вятки неподалеку от города Котельнич уже дало много важных находок. Недавно к ним добавились еще две: американские и российские ученые описали двух хищников из отряда терапсид, относящихся к группам тероцефалов и горгонопсов. Тероцефал, названный в честь Змея Горыныча, стал крупнейшим известным хищным представителем терапсид из этого местонахождения. Эта находка подтвердила гипотезу о том, что во второй половине пермского периода вымерших доминирующих хищников диноцефалов в этой роли сменили именно тероцефалы.

Рис. 1. Мелкий горгонопс Nochnitsa (на переднем плане) и тероцефал Gorynychus Иллюстрация Андрея АтучинаРис. 1. Мелкий горгонопс Nochnitsa (на переднем плане) и тероцефал Gorynychus
Иллюстрация Андрея Атучина

Недавно в журнале PeerJ были опубликованы две статьи с описанием новых хищных терапсид пермского периода. Животным дали имена персонажей славянской мифологии: горыныч (Gorynychus masyutinae) — в честь Змея Горыныча — и ночница (Nochnitsa geminidens) — так в древности называли злых ночных духов, нападавших на спящих. По словам авторов статей, Кристиана Каммерера (Christian F. Kammerer) из Музея естественных наук Северной Каролины и Владимира Масютина из Вятского палеонтологического музея, такие имена животные получили из-за своего устрашающего внешнего облика.

Остатки обоих звероящеров нашли на берегу реки Вятки недалеко от города Котельнич. Находки были сделаны уже некоторое время назад (в 1994-м и 2008 годах), но внимательно исследованы были только во время пребывания Каммерера в России в 2015–2016 годах. Каждый из звероящеров представлен черепом (для Gorynychus известны фрагменты еще одного черепа) и отдельными частями скелета.

Описания этих животных неслучайно опубликованы одновременно: горыныч и ночница составили любопытную пару (рис. 1).

Оба звероящера жили около 256 миллионов лет назад, когда экосистема восстанавливалась после массового вымирания доминирующей в середине пермского периода группы терапсид — диноцефалов, которые в основном были крупными животными, как растительноядными, так и хищными.

Освободившиеся ниши заняли другие группы терапсид. Роль крупных растительноядных главным образом стали играть дицинодонты, у которых произошла мощная эволюционная вспышка, приведшая к распространению разнообразных родов этих животных по всей планете. А за место высших хищников стали бороться две отдаленные группы терапсид — тероцефалы и горгонопсы.

Сначала место доминирующих хищников заняли тероцефалы. Такой вывод был сделан на основании исследования остатков из Южной Африки. Однако было неясно, универсальна ли такая схема для всех регионов или она характеризует только фауны Южной Африки. Два новооткрытых звероящера подтвердили универсальность схемы: в Восточной Европе на место хищных диноцефалов тоже пришли тероцефалы.

Крупнейшим из известных на данный момент хищников в местонахождении Котельнич оказался горыныч (рис. 2) — тероцефал размером с волка, с черепом длиной 20 см.

Рис. 2. Фотография и прорисовка черепа Gorynychus masyutinae Рисунок из обсуждаемой в PeerJРис. 2. Фотография и прорисовка черепа Gorynychus masyutinae
Рисунок из обсуждаемой в PeerJ

Горгонопсы были меньше. Так, ночница (рис. 3) была размером с хорька (длина черепа менее 10 см). Еще один горгонопс, найденный ранее в Котельниче (вяткогоргон), тоже не отличался большими размерами и был величиной с таксу.

Рис. 3. Фотография и прорисовка черепа Nochnitsa geminidens Рисунок из обсуждаемой в PeerJ  Рис. 3. Фотография и прорисовка черепа Nochnitsa geminidens
Рисунок из обсуждаемой в PeerJ

Открытие этих двух терапсид показало, что смена доминирующих хищников в Восточной Европе и Южной Африке развивалась схожим образом, несмотря на большое расстояние между регионами: в пермском периоде они располагались на разных краях Пангеи.

Интересно, что в дальнейшем их роли поменялись, и тоже синхронно. Тероцефалы не удержались на вершине трофической пирамиды, и их место заняли горгонопсы, которые достигли размеров крупной собаки, а некоторые, как иностранцевия (см. картинки дня «Иностранцевия» и «Саблезубый звероящер»), — даже тигра. Тероцефалы же ушли в мелкий размерный класс, переключились на питание рыбой и мелкими животными.

Заняв вершину трофической пирамиды, горгонопсы оставались доминирующими хищниками уже почти до самого конца пермского периода, когда ситуация опять изменилась.

В ходе массового вымирания горгонопсы исчезли первыми, а место высших хищников опять заняли тероцефалы, причем снова ненадолго. В триасовом периоде их сместили уже принципиально другие животные — рептилии архозавры, в том числе предки динозавров. А сами тероцефалы после этого заняли совсем уж неожиданную экологическую нишу, переключившись на растительное питание.

Получается, что у тероцефалов оказалась очень необычная «эволюционная траектория». Они несколько раз — после массовых вымираний — буквально «переосмысляли» свою эволюционную роль, в то время как остальные группы терапсид в общем оставались статичными: вначале тероцефалы были доминирующими хищниками (как Gorynychus), потом ушли в нишу рыбоядов и насекомоядов, потом опять стали доминирующими хищниками, затем растительноядными животными и только после этого исчезли из ископаемой летописи…

Интересны некоторые особенности новооткрытых животных. Gorynychus, будучи тероцефалом, внешне напоминал горгонопсов. У него в том числе были тонкие клыки с режущими кантами, которые требовались для вырезания кусков из добычи. У более поздних тероцефалов зубы напоминали собачьи: были округлыми и предназначались для разрывания жертвы. Зубы Nochnitsa также необычны. На одной стороне верхней челюсти ее заклыковые зубы расположены своеобразной разряженной гребенкой — как и должно быть у горгонопсов. На другой стороне они выходят попарно, по два зуба (небольшой спереди, крупный сзади), разделенные диастемами (рис. 4). Скорее всего, это индивидуальная особенность данной особи.

Рис. 4. Фотография и прорисовка парных зубов Nochnitsa geminidens Рисунок из обсуждаемой в PeerJРис. 4. Фотография и прорисовка парных зубов Nochnitsa geminidens
Рисунок из обсуждаемой в PeerJ

Стоит отметить, что захоронение терапсид возле Котельнича является одним из наиболее представительных в мире. Отсюда уже описано около 12 новых форм пермских тетрапод. Из них наиболее разнообразны тероцефалы: они относятся к семи родам. Многие материалы из местонахождения еще не изучены и, вероятно, в будущем стоит ждать появления новых данных, которые обогатят наши знания о фауне пермского периода.

По материалам:
1) Christian F. Kammerer, Vladimir Masyutin. A new therocephalian (Gorynychus masyutinae gen. et sp. nov.) from the Permian Kotelnich locality, Kirov Region, Russia // PeerJ. 2018. DOI: 10.7717/peerj.4933.
2) Christian F. Kammerer, Vladimir Masyutin. Gorgonopsian therapsids (Nochnitsa gen. nov. and Viatkogorgon) from the Permian Kotelnich locality of Russia // PeerJ. 2018. DOI: 10.7717/peerj.4954.

Источник: elementy.ru