Сумчатый сюрприз из Малой Азии

Традиционно вотчиной сумчатых млекопитающих считаются материки Южного полушария. Однако время от времени представители этой группы предпринимали попытки колонизировать северные регионы, заселенные плацентарными. Следы одного такого эволюционного эксперимента обнаружили палеонтологи на территории современной Турции.

Anatoliadelphys maasaeAnatoliadelphys maasae
Реконструкция: Peter Schouten

Почти полностью сохранившийся скелет принадлежит животному размером с кошку (или, скорее, австралийскую кволлу), около 40 млн лет назад занимавшему весьма неожиданную для северных сумчатых экологическую нишу среднеразмерного древесного хищника.

После вымирания динозавров их наследники – млекопитающие (Mammalia) разделили между собой мир. Старый Свет и Северная Америка достались плацентарным животным или Eutheria, к которым относятся слоны, тигры, медведи и мы с вами. Австралия, Южная Америка и Антарктида отошли к Metatheria, знакомым всем по опоссумам, кенгуру и коалам.

Контакты этих двух главных групп класса млекопитающие неизменно приводили к победе плацентарных и вымиранию сумчатых. Самое известное событие этого ряда – так называемый “Великий американский обмен”, в ходе которого проникшие из Северной Америки в Южную наземные животные уничтожили множество местных форм – сумчатых “саблезубых тигров” Thylacosmilus, сумчатых “собак” – боргиенид (Borhyaenidae) и многих других. Аналогичные процессы имели место и во время заселения Австралии человеком, который привез с собой собак, коз, кроликов и прочих убийц традиционной австралийской фауны.

В Северном полушарии сумчатые какое-то время сохранялись, но экологический прессинг со стороны плацентарных превратил их в мелких, возможно – ночных обитателей, не игравших заметной роли в экосистемах. По мнению специалистов, Metatheria имеют не слишком удачные конструкции черепа и плечевого пояса, существенно ограничивающие их эволюционные и адаптационные возможности. Этим и объясняются постоянные проигрыши сумчатых своим более удачно скомпонованным плацентарным родственникам.

Теперь настало время познакомиться с героем этого рассказа – Anatoliadelphys maasae – жившим в среднем эоцене (43-44 млн лет назад) в турецкой провинции Анатолия. Это было животное ростом с кошку и весом порядка 3-4 кг. Для тогдашних Marsupialiformes (родственников современных сумчатых) Северного полушария это поистине грандиозные размеры – ведь большинство ближайших родственников анатолиадельфиса было на порядок мельче и легче.

Почти полный и почти не деформированный скелет позволил палеонтологам Мурату Маге (Murat Maga) из Вашингтонского университета и Робину Беку (Robin Beck) из университета Сэлфорда узнать довольно много подробностей о жизни Anatoliadelphys maasae. Развитая челюстная мускулатура делала его укус очень сильным, а прочные массивные зубы позволяли разгрызать довольно прочные объекты. Скорее всего, этот зверь питался жуками с твердым панцирем, являясь, таким образом, наземным хищником-дурофагом. Посткраниальный скелет, в свою очередь, говорит о том, что Anatoliadelphys был подвижным, быстрым и ловким, а его лапы позволяли уверенно карабкаться по деревьям, цепляясь за ветки.

Впрочем, оговариваются ученые, внешне анатолиадельфис был скорее не милым пушистиком вроде кошек и кволл, а мелкой лазающей гиеной, алчно облизывавшей свои примечательные зубы в погоне за добычей.

Байесовский филогенетический анализ по 259 морфологическим признакам и специфические последовательности ДНК из пяти ядерных кодирующих белок генов помещают новый таксон вне клады сумчатых, но внутри группы Marsupialiformes, констатируют исследователи. Пример Anatoliadelphys maasae демонстрирует, что по крайней мере одна линия метатериев занимала экологическую нишу некрупных мезокарнивор (проще говоря – хищников, способных также частично питаться и растительностью) Северного полушария, где эти ниши традиционно были заполнены эутериями.

Впрочем, палеонтологи уже предложили вполне логичное объяснение этому странному прорыву сумчатых (точнее, их родственников) в исконную вотчину плацентарных. Дело в том, что вся известная фауна млекопитающих из Узунчаршидерской свиты выглядит весьма эндемичной, а геологические данные свидетельствуют о том, что этот регион Турции на протяжении раннего кайнозоя был островом. Поэтому Anatoliadelphys maasae, скорее всего, развивался в условиях островной изоляции, в отсутствии потенциальных плацентарных конкурентов. И тем не менее, новый таксон выглядит совершенно неожиданным экоморфологическим несоответствием среди прочих метатериев Северного полушария первой половины кайнозоя.

“Anatoliadelphys показывает, что метатерии Северного полушария были гораздо более разнообразными, чем мы думали прежде, – резюмировал Робин Бек. – И не все они были просто мелкими насекомоядными”.

Статья опубликована журналом PLOS ONE