Обнаружен самый крупный скелет беременного ихтиозавра

Палеонтологи из Великобритании и Германии обнаружили в фондах Государственного музея Нижней Саксонии в Ганновере останки ихтиозавра. Измерения показали, что это крупнейший из сохранившихся скелетов ихтиозавра. Животное идентифицировали как самку Ichthyosaurus somersetensis. Интересно, что она погибла, будучи беременной.

Ихтиозавр с эмбрионом в представлении художникаИхтиозавр с эмбрионом в представлении художника
© Joschua Knüppe

Практически полный скелет ихтиозавра был обнаружен в графстве Сомерсет ещё в середине 1990-х, но подробно изучать его начали лишь в прошлом году. Этим занялись Дин Ломакс (Dean Lomax) из Манчестерского университета и Свен Сакс (Sven Sachs) из Музея естественной истории Билефельда. По их реконструкции, животное имело длину 300 – 330 см (длина черепа — 57,5 см). Это больше, чем у других известных останков ихтиозавров. Кроме того, палеонтологи выяснили, что при подготовке экспоната к нему присоединили скелет хвоста другого ихтиозавра. Этот факт был учтён при оценке длины тела находки.

Обнаружен самый крупный скелет беременного ихтиозавра© Dean R. Lomax

На окаменелости можно увидеть и кости эмбриона, который, по всей видимости, вынашивала рептилия в момент гибели. Он сохранился хуже, но и у него различимы рёбра, передние конечности и часть позвоночника. Не все его кости прошли процесс оссификации, а это означает, что его формирование на момент гибели ещё не было завершено.

Ихтиозавров часто ошибочно относят к динозаврам, но на самом деле это обособленная группа рептилий, вымерших уже 90 миллионов лет назад. От многих других пресмыкающихся они отличались живорождением. Судя по всему, ихтиозавры занимали в экосистемах положение, близкое к современным зубатым китам: они охотились на крупных морских животных и проводили много времени под водой.

Научная статья о необычной самке ихтиозавра опубликована в  Acta Palaeontologica Polonica