Узбекский тираннозавр признан открытием года

Одним из самых примечательных открытий минувшего года стало описание “интеллектуального тираннозавра” – узбекского тираннозаврида Timurlengia euotica, жившего в меловом периоде, примерно на 30 млн лет раньше своего знаменитого родственника тирекса. Американский журнал Discover включил открытие тимурленгии в сотню главных научных событий года.

Реконструкция Timurlengia euoticaРеконструкция Timurlengia euotica
© Todd Marshall

О том, почему Timurlengia важна для науки и что она представляла из себя рассказывает соавтор исследования, ведущий научный сотрудник лаборатории континентальных систем мезозоя и кайнозоя, заведующий лабораторией териологии Зоологического института РАН, доктор биологических наук Александр Олегович Аверьянов.

Тираннозавр – пожалуй, самый известный и популярный динозавр, к тому же один из наиболее изученных. Из отложений конца позднего мела (маастрихт) Северной Америки известно несколько десятков скелетов этих животных разной степени полноты. Наиболее крупные тираннозавры достигали 12 м в длину и весили более 7 тонн. Примерно в это же время в Азии жил ближайший родственник тираннозавра – тарбозавр, а немного раньше (в кампане) в Северной Америке обитали и другие тираннозавриды – горгозавр (Gorgosaurus), дасплетозавр (Daspletosaurus), бистахиеверсор (Bistahieversor) и тератофоней (Teratophoneus).

Все эти животные были крупнейшими хищниками в своих экосистемах, занимавшими самые верхние уровни пищевой пирамиды. Более ранние тираннозавроиды, известные из поздней юры и раннего мела северных континентов, напротив, были небольшими или средними по размерам хищниками. Как поздние тираннозавриды превратились в крупнейших хищников – долгое время оставалось неизвестным. Проблема в том, что в мире очень мало отложений первой половины верхнего мела (сеноман – сантон) с остатками динозавров, которые смогли бы пролить свет на ранние этапы эволюции гигантских тираннозаврид.

Одним из немногих исключений являются отложения биссектинской свиты туронского возраста в Узбекистане (около 90 млн лет назад). В аллювиальных отложениях биссектинской свиты не встречаются целые скелеты динозавров, зато сохранилось множество изолированных костей представителей очень богатой фауны позвоночных, включавшей в себя не менее 200 видов, что сопоставимо с современными субтропическими экосистемами. Это, в частности, кости хищных динозавров: орнитомимид, теризинозаврид, овирапторозавров, троодонтид, дромеозаврид и, конечно, тираннозавров (Averianov and Sues, 2012).

Отдельные кости прекрасно сохранили мельчайшие подробности их строения. Изучение мозговых коробок биссектинского тираннозавра позволило установить, что он относится к новому, ранее не известному таксону – Timurlengia euotica (Brusatte et al., 2016). Именно этот динозавр заполняет “среднемеловой пробел” в истории тираннозавроидов. Тимурленгия вместе с сюнгуаньлуном (Xiongguanlong) из раннего мела Китая, видимо, образовывали особую кладу длиннорылых тираннозавров. Эта клада была сестринской для группы Tyrannosauridae. Тимурленгия была некрупным животным, 3-4 м в длину и весом 170-270 кг.

Проворный, легко сложенный хищник обладал крупным мозгом и отличным слухом, что удалось установить по результатам компьютерной томографии его мозговой коробки. У него было сравнительно крупное внутреннее ухо с мощными полукружными каналами и длинным улитковым выростом. Перед овальным окном была обширная полость в кости – аналог полости среднего уха у млекопитающих. Длинный улитковый канал позволял воспринимать звуки в более широком диапазоне. В частности, было усилено восприятие низкочастотных звуков, что особенно важно для хищников, преследующих крупную добычу.

Изучение тимурленгии, показало, что основные адаптации, необходимые для суперхищника (большой мозг, усовершенствованные органы чувств) развились еще у небольших по размерам среднемеловых тираннозавров, что явилось залогом эволюционного успеха их более крупных знаменитых потомков в конце мелового периода. Открытие тимурленгии приводится под номером 36 в списке 100 выдающихся научных открытий по версии журнала Discover.

По  материалам  Proceedings of the National Academy of Sciences USA  и Cretaceous Research