Вымирание динозавров не отразилось на эволюции пернатых

Международная группа палеонтологов описала маленькую птичку, жившую в самом начале палеогенового периода, всего через несколько миллионов лет после вымирания динозавров. Судя по ее остаткам, граница мела и палеогена была эпохой бурной эволюции птиц.

Tsidiiyazhi abiniTsidiiyazhi abini
Реконструкция: Sean Murtha

Парадоксально, но катаклизмы, приведшие к вымиранию гигантских ящеров, ровным счетом никак не сказались на их ближайших родственниках – птицах. Так что мы, похоже, не знаем еще очень многого о событиях, имеющих ключевое значение для формирования современной фауны.

Мозаичные остатки скелета крошечной птички возрастом 62 млн лет и размерами с современного воробья нашли на территории американского штата Нью-Мексико. Отдавая дань уважения обитавшим когда-то в этих краях индейцам племени навахо, новое животное назвали Tsidiiyazhi abini, что по-индейски означает “маленькая утренняя птица”.

Автор находки, доктор Томас Уильямсон (Thomas Williamson) из Музея естественной истории и науки Нью-Мексико вспоминает, что решил отправиться в экспедицию за окаменелостями вместе со своими сыновьями-близнецами. Районом раскопок стало местонахождение раннепалеоценового возраста. Вместе с множеством скелетов мелких млекопитающих исследователям встретились и несколько птичьих косточек, преимущественно – фрагменты скелета конечностей.

Детали строения этих костей позволили идентифицировать систематическую принадлежность древней американской птицы – она оказалась близким родственником современных птиц-мышей (Coliidae), широко распространенных сегодня в африканских саваннах. 60 млн лет назад это семейство было распространено куда шире, чем в наши дни.

Скорее всего, Tsidiiyazhi abini жила в лесах и питалась плодами и семенами цветущих растений. О ее приспособленности к древесному образу жизни говорит четвертый палец лапки, который мог противопоставляться трем остальным, повышая цепкость и позволяя бегать по стволу вверх-вниз или цепляться за ветку во время отдыха.

“Когда мы находим птице место на эволюционном древе, оно показывает, что другие, тесно связанные с ней группы, также должны были уже отколоться к тому времени, поскольку они занимают более низкие ветви”, – отметил один из авторов работы Даниэль Ксепка (Daniel Ksepka), куратор гринвичского Музея Брюса.

Находка птицы-мыши в слоях, сформировавшихся практически сразу после вымирания динозавров, говорит о том, что и ряд прочих групп птиц уже успел отделиться от общего корня. Это, например, совы, хищные птицы, Coraciimorphae (зимородки и дятлы) и многие другие. Очевидно, стремительное видообразование птиц происходило “в тени” вымирания динозавров.

“Эта маленькая ископаемая мышь-птица говорит нам, что эти группы, должно быть, уже были там, нам просто нужно их найти”, – резюмировал еще один соавтор работы, палеонтолог университета Огайо Ларри Уитмер (Larry Witmer).

Статья опубликована порталом PNAS