Астрономический календарь на май 2023 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 мая – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем,
4 мая – Луна (Ф= 0,97+) проходит севернее Спики,
4 мая – Луна (Ф= 0,99+) в нисходящем узле своей орбиты,
5 мая – максимум действия метеорного потока эта-Аквариды (ZHR= 40) из созвездия Водолея,
5 мая – полутеневое лунное затмение (видимость на территории нашей страны),
5 мая – полнолуние,
7 мая – Луна (Ф= 0,96-) проходит севернее Антареса,
9 мая – Луна (Ф= 0,85-) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
9 мая – Уран в соединении с Солнцем,
11 мая – Луна (Ф= 0,66-) в перигее своей орбиты на расстоянии 369345 км от центра Земли,
12 мая – Луна в фазе последней четверти,
13 мая – Луна (Ф= 0,4-) проходит южнее Сатурна,
14 мая – Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению,
15 мая – Луна (Ф= 0,24-) проходит южнее Нептуна,
17 мая – покрытие Луной (Ф= 0,05-) Юпитера (дневная видимость на Европейской части России),
17 мая – Луна (Ф= 0,04-) в восходящем узле своей орбиты,
17 мая – Луна (Ф= 0,03-) проходит севернее Меркурия,
18 мая – Луна (Ф= 0,01-) проходит севернее Урана,
19 мая -новолуние,
22 мая – Луна (Ф= 0,09+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
23 мая – Луна (Ф= 0,17+) проходит севернее Венеры,
24 мая – Луна (Ф= 0,24+) проходит севернее Марса,
25 мая – Луна (Ф= 0,27+) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
26 мая – Луна (Ф= 0,35+) в апогее своей орбиты на расстоянии 404510 км от центра Земли,
27 мая – Луна (Ф= 0,45+) проходит севернее Регула,
27 мая – Луна в фазе первой четверти,
29 мая – Меркурий в максимальной западной (утренней) элонгации 25 градусов,
31 мая – Луна (Ф= 0,84+) проходит севернее Спики.

Солнце движется по созвездию Овна до 14 мая, а затем переходит в созвездие Тельца и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 15 часов 23 минут в начале месяца до 17 часов 09 минут в конце мая. С 22 мая в вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними (до 22 июля). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за май месяц возрастет с 49 до 56 градусов. Чем выше к северу, тем продолжительность ночи короче. На широте Мурманска, например, темное небо можно будет наблюдать лишь в конце лета. Наблюдения пятен и других образований на поверхности дневного светила можно проводить в телескоп или бинокль и даже невооруженным глазом (если пятна достаточно крупные). Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу мая в созвездии Льва при фазе 0,78+. 1 мая яркая Луна (Ф= 0,83+) перейдет в созвездие Девы. Здесь 4 мая Луна при фазе 0,97+ пройдет севернее Спики. Затем лунный диск устремится  к созвездию Весов, в которое войдет 5 мая при фазе 0,99+. Здесь ночное светило примет фазу полнолуния 5 мая. В данное полнолуние произойдет полутеневое лунное затмение, видимое на территории нашей страны.  6 мая яркий лунный диск при фазе 0,98- вступит в созвездие Скорпиона, а 7 мая (Ф= 0,96-) пройдет севернее Антареса, в этот же день вступив в созвездие Змееносца при фазе 0,94-. На следующий день Луна (Ф= 0,89-) перейдет в созвездие Стрельца. В этом созвездии Луна пробудет до 10 мая, когда при фазе 0,68- перейдет в созвездие Козерога. Здесь 12 мая Луна примет фазу последней четверти, в этот же день перейдя в созвездие Водолея. 13 мая лунный серп при фазе 0,4- пройдет южнее Сатурна, а 15 мая при фазе 0,24- пройдет южнее Нептуна и перейдет (Ф= 0,23-) в созвездие Рыб. В этот же день лунный серп (Ф= 0,17-) перейдет в созвездие Кита, а 16 мая при фазе 0,13- снова возвратится в созвездие Рыб. 17 мая Луна сблизится с Юпитером и покроет планету при фазе 0,05-. Покрытие будет видимо в Северной Америке, а дневная видимость покрытия будет наблюдаться на Европейской части России 17 мая Луна перейдет созвездие Овна при фазе 0,05-, где 18 мая пройдет севернее Меркурия при фазе 0,03-. В этот же день тонкий лунный серп при фазе 0,01- сблизится с Ураном, а затем устремится к созвездию Тельца, в которое войдет 19 мая при фазе 0,01-. В этот день Луна примет фазу новолуния. 20 мая молодой месяц (Ф= 0,01+) будет находиться между Гиадами и Плеядами, а затем пройдет севернее Альдебарана. 22 мая Луна достигнет созвездия Близнецов, в которое войдет при фазе 0,07+. Здесь 23 мая Луна (Ф= 0,17+) пройдет севернее Венеры. 24 мая ночное светило перейдет в созвездие Рака при фазе 0,21+ и пройдет (Ф= 0,24+) севернее Марса, а 25 мая (Ф= 0,27+) пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44). 26 мая Луна (Ф= 0,34+) перейдет в созвездие Льва, где 27 мая при фазе 0,45+ пройдет севернее Регула. Здесь ночное светило примет фаз первой четверти 27мая, а затем устремится к созвездию Девы, в которое войдет при фазе 0,64+ 29 мая. В этом созвездии 31 мая Луна (Ф= 0,84+) пройдет севернее Спики и закончит свой путь майскому небу при фазе 0,88+.

Меркурий движется попятно (14 мая меняя движение на прямое) по созвездию Овна. Быстрая планета видна на утреннем небе, но найти ее на фоне утренней зари можно будет ближе ко второй декаде мая (лучшая видимость в южных широтах страны). 1 мая Меркурий пройдет верхнее соединение с Солнцем и начнет угловое удаление к западу от Солнца. 29 мая быстрая планета достигнет максимальной западной (утренней) элонгации 25 градусов. Блеск планеты увеличивается за месяц от +6m до +0,3m. Видимый диаметр Меркурия в начале месяца составляет около 12 секунд дуги, а в конце мая уменьшается до 8 угловых секунд. В телескоп виден серп планеты. Фаза планеты увеличивается за  месяц от  0 до 0,42.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца, 8 мая переходя в созвездие Близнецов. 23 мая близ Венеры пройдет Луна. Угловое расстояние планеты от Солнца увеличивается от 42 до 45 градусов к востоку от Солнца. Планету видно на вечернем небе в виде яркой звезды. Видимый диаметр Венеры увеличивается от 17” до 23”, а фаза уменьшается от 0,67 до 0,52 при блеске ярче -4m. В телескоп виден небольшой овал без каких-либо деталей на поверхности.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов, 17 мая переходя в созвездие Рака. В конце месяца загадочная планета сблизится с рассеянным звездным скоплением Ясли (М44). Марс имеет вечернюю видимость, которая постепенно ухудшается. Блеск Марса за месяц уменьшается от +1,3m до +1,6m, а видимый диаметр составляет около 5 секунд дуги. В телескоп наблюдается крохотный диск практически без деталей.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб, 19 мая переходя в созвездие Овна. Газовый гигант можно наблюдать на утреннем небе. 17 мая близ Юпитера пройдет Луна (покрытие в Северной Америке и дневная видимость покрытия на Европейской части России). Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы составляет около 34” при блеске около -2m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея. Окольцованную планету можно найти на утреннем небе. Блеск планеты составляет около +1m при видимом диаметре около 17”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет около 8 градусов.

Уран (6m, 3,5”) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна близ слабой звезды сигма Овна (5,5m). Планета находится на утреннем небе, но отыскать ее в бинокль можно будет лишь к концу месяца (лучшая видимость в южных районах страны). Увидеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Рыб южнее звезды лямбда Psc (4,5m). Планета находится на утреннем небе. Найти планету можно в бинокль с использованием звездных карт Астрономического календаря на 2023 год. Лучшая видимость в южных широтах страны. Диск планеты различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца расчетный блеск около 11m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: ZTF (C/2022 E3) и ZTF (C/2020 V2). Первая при максимальном расчетном блеске слабее 11m движется по созвездию Зайца. Вторая перемещается по созвездию Овна при максимальном расчетном блеске около 11m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самой яркой будет Церера в созвездиях Волос Вероники, Льва и Девы при максимальном блеске в начале месяца 7,6m. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Долгопериодические переменные звезды месяца. Данные по переменным звездам (даты максимумов и минимумов) можно найти на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 5 мая максимума действия достигнут эта-Аквариды (ZHR= 40) из созвездия Водолея. Луна в период максимума этого потока имеет фазу полнолуния, поэтому условия наблюдений потока будут неблагоприятны. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в АК_2023 – http://www.astronet.ru/db/msg/1855123