До острова Наксос древние люди добрались уже 200 тысяч лет назад

Международная исследовательская группа во главе с учеными из канадского Университета МакМастера  обнаружила  доказательства того, что остров Наксос был заселен неандертальцами и более ранними людьми, по крайней мере, 200 000 лет назад, что на десятки тысяч лет раньше, чем считалось.

Стелидский кремнистый сланец © Nikos SkarpelisСтелидский кремнистый сланец
© Nikos Skarpelis

Выводы, опубликованные в журнале Science Advances, основаны на многолетних раскопках и заставляют пересмотреть представления об истории заселения этого региона, долгое время считавшегося не доступным никому, кроме современных людей. Новые данные побуждают исследователей пересмотреть маршруты, по которым наши ранние предки мигрировали из Африки в Европу, и демонстрирует их способность адаптироваться к новым экологическим условиям.

Археологический памятник Стелида на северо-западном побережье Наксоса, исследованный учеными, представляет собой место добычи кремнистого сланца и изготовления из него орудий. Оно использовалось на протяжении тысячелетий ранними Homo sapiens, неандертальцами и более древними людьми. Археологи нашли там сотни тысяч каменных орудий.

Материковая Европа была заселена древними людьми (Homo antecessor и его потомок Homo heidelbergensis) не менее миллиона лет назад, а вот освоение островов Средиземноморья, как полагали, началось лишь около 9000 лет назад, когда неолитические Homo sapiens освоили мореплавание. Ученые полагали, что Эгейское море, отделяющее западную Анатолию от континентальной Греции, было непреодолимым для неандертальцев и более ранних гомининов, поэтому единственный очевидный путь в Европу лежал через сухопутный мост во Фракии. Авторы нового исследования предполагают, что Эгейский бассейн стал доступен гораздо раньше, так как в определенные моменты ледникового периода уровень моря значительно снижался, открывая сухопутный маршрут между континентами, по которому люди попадали и на Наксос. Исследователи полагают, что остров Наксос был привлекательным для древних людей из-за обилия сырья, идеального для изготовления орудий, и наличия источников пресной воды.

Статья  опубликована в журнале Science Advances