Найден первый денисовец не из Денисовой пещеры. Он жил в Тибете

Фрагмент челюсти, который принадлежал жившему на Тибетском нагорье 160 тысяч лет назад денисовцу, 39 лет назад нашел буддийский монах. Эта находка из тибетской карстовой пещеры стала первым материальным доказательством того, что денисовцы жили не только в Денисовой пещере на Алтае. С помощью методов палеопротеомики ученые подтвердили, что кость, которую тибетский монах нашел в 1980 году, принадлежит Homo denisovan. Возраст находки составляет не менее 160 тысяч лет, она стала древнейшим свидетельством жизни гоминид в суровых условиях Тибетского нагорья.

Реконструкция челюсти денисовца, которую в 1980 году нашел в тибетской пещере Байшия буддийский монах© Jean-Jacques Hublin / MPI-EVA, LeipzigРеконструкция челюсти денисовца,
которую в 1980 году нашел в тибетской пещере Байшия буддийский монах

© Jean-Jacques Hublin / MPI-EVA, Leipzig

Несмотря на то, что первые кости гоминид в Денисовой пещере нашли еще в 1980-х, то, что это действительно новый вид Homoвыяснилось лишь в 2010 году. С тех пор денисовцев и их связь с современным человеком, а также другими нашими вымершими родственниками изучают достаточно активно.

Ранее останки денисовцев находили лишь в алтайской пещере, собственно, давшей этим людям видовое имя. Сейчас науке известны останки пяти представителей Homo denisovan — двух мужчин, двух девочек — 8 и 10-12 лет, и еще одного представителя того же вида, возраст и пол которого еще не определили. Кроме того, ученые обнаружили останки гибрида неандертальца и денисовца — девочки 13 лет.

В некоторых останках, найденных вне Денисовой пещеры, ученые уже подозревали родство с денисовцами. Например, это произошло с несколькими черепами, которые палеонтологи обнаружили неподалеку от китайского города Сюйчан (провинция Хэнань) в 2017 году. Возраст костей ученые оценили в 105-125 тысяч лет, а их обладателей назвали «архаичными Homo». Несмотря на близость по времени, эти подозрения не получили подтверждения. Морфологическое сходство этих останков с костями из Денисовской пещеры ученые оценить не смогли — алтайские находки очень фрагментарны — а сравнить ДНК оказалось невозможно, поскольку ученым не удалось ее выделить из сюйчанских черепов.

Так что до этого дня следы денисовцев вне пещеры находили лишь при помощи анализа геномов. В частности, мы знаем, что «денисовские гены» довольно часто встречаются у жителей Юго-Восточной АзииАвстралии, Океании и Меланезии. На основании этих данных ученые даже построили карту миграций денисовцев.

Карта миграций различных видов человека из Африки. Передвижения денисовцев показаны зеленым© John D. Croft / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0Карта миграций различных видов человека из Африки.
Передвижения денисовцев показаны зеленым