Дикинсонии нашли новое место на древе жизни

В эдиакарском периоде, около 550 млн лет назад, моря нашей планеты населяли крупные животные, напоминавшие коврики для ванной. Их называли дикинсонии – Dickinsonia – и палеонтологи долго ломали голову над тем, являются ли они и в самом деле животными, или растениями, или, может быть, грибами?

Дикинсонии нашли новое место на древе жизниИскопаемый образец  Dickinsonia
© Scott D. Evans Mary L. Droser James G. Gehling

Масштабное морфологическое исследование, предпринятое учеными калифорнийского университета Риверсайд, дало серьезные основания считать дикинсоний животными. Их место в нашей общей родословной – где то между губками и билатералиями, заявляют исследователи.

Эдиакарская биота представляет собой старейшее из ископаемых свидетельств появления животных. Однако установление взаимосвязи тех существ с конкретными современными или даже ископаемыми группами являются сложной задачей. Например, у дикинсонии можно выделить округлое или овальное тело с рядами приподнятых полос, называемых модулями. Но таких привычных нам по фанерозойской фауне структур, как рот или кишечник, у нее, судя по всему, не было.

“Мы определили и измерили ключевые морфологические особенности более чем 900 экземпляров Dickinsonia costata из Эдиакары, Южная Австралия, чтобы охарактеризовать закономерности ее роста и морфологии, – пишут исследователи в своей статье. – Развитие Dickinsonia costata удивительно сильно регулировалось для поддержания яйцевидной формы с помощью терминального добавления (terminal addition) и предсказуемого расширения модулей. Наряду с другими признаками, обнаруженными у дикинсоний, это свидетельствует о том, что хотя они не принадлежат к известным группам животных, но использовали некоторые генетические последовательности билатеральных организмов, предсказанные секвенированием генов базальных Metazoa, но ранее не идентифицированных в летописи окаменелостей. Таким образом, дикинсония представляет собой вымершую кладу, расположенную между губками и последним общим предком Protostomes и Deuterostomes, и, вероятно, принадлежит к Eumetazoa”.

Таким образом, версии о том, что Dickinsonia была червем, грибом или медузой, можно считать дезавуированными. Ее развитие происходило примерно по тому же пути, что и у всех двустороннесимметричных животных, но вот принадлежала ли она к ним – все еще большой вопрос.

“Хотя мы наблюдали некоторые характерные черты двустороннего роста и развития, мы не считаем, что Dickinsonia была предшественником современных Bilateralia, скорее, это две различные группы, которые имеют общий набор генов, присутствующих на протяжении всей родословной линии животных, – рассказал аспирант университета риверсайз Скотт Эванс (Scott Evans). – Дикинсония, скорее всего, представляет собой отдельную группу животных, которая сегодня давно вымерла, но может многое рассказать нам об эволюционной истории животных”.

Статья опубликована в журнале PLOS ONE