Новый крокодиломорф прятался в музее 140 лет

Новые род и вид животных из родственного крокодилам мезозойского семейства Metriorhynchidae обнаружили британские ученые. От пристального интереса их коллег образец успешно скрывался в фондах лондонского Музея естественной истории с 1875 года, то есть почти полтора века.

Plesiosuchus manseliiНапоминающий Ieldraan melkshamensis другой ископаемый крокодиломорф
Plesiosuchus manselii, который также принадлежал к группе Geosaurini
Реконструкция: Fabio Manucci

Находка оказалась весьма информативной – благодаря обнаруженной на полке окаменелости выяснилось, что крокодилоподобные обитатели британских морей имеют более продолжительную историю, чем это считалось ранее, и перешли к питанию очень крупной добычей практически одномоментно.

Ieldraan melkshamensis, как назвали нового метриоринхида, вырастал до трех метров в длину и жил 163 млн лет назад, во времена келловейского века юрского периода. Его родовое имя означает “старейший”, поскольку этот ящер оказался самым ранним представителем своего подсемейства Geosaurini. Видовое название дано в честь южнобританского городка Мелкшем. Ему же новый крокодиломорф обязан и своим неформальным прозвищем “мелкшемский монстр” (Melksham Monster).

Мощные челюсти и крупные зубы с пилообразными краями говорят о том, что йелдраан был доминирующим хищником, располагавшимся на самой вершине местной трофической пирамиды. Пищей ему служила крупная добыча, в том числе большие белемниты – мезозойские родственники современных кальмаров.

“Мелкшемский монстр был одним из сверххищников, обитавших в океанах юрской Британии во времена, когда динозавры правили землей”, – отметил один из авторов исследования, доктор Стивен Брюссат (Steve Brusatte) из университета Эдинбурга.

Совсем недавно палеонтологи полагали, что Geosaurini появились 152-157 млн лет назад, но открытие Ieldraan melkshamensis делает эту группу старше на 10 млн лет. Филогенетический анализ помещает новичка в качестве сестринского таксона Geosaurus, отмечают исследователи. Описание Ieldraan melkshamensis вместе с несколькими другими открытиями последнего времени указывает на то, что все основные линии Geosaurini возникли раньше, чем предполагалось ранее, что имеет серьезные последствия для понимания развития в этой группе крупных хищников.

“В частности, теперь мы можем продемонстрировать, что четыре различных формы истинной зифодонии (то есть появление зубов, сжатых с боков и зазубренных на режущих кромках), наблюдаемые у геозаурин, эволюционировали независимо от одного общего микрозифодонтного предка”, – констатировали исследователи.

“Это не самая красивая окаменелость в мире, но мелкшемский монстр рассказывает нам очень важную историю об эволюции этих древних крокодилов и о том, как они стали топовыми хищниками в своей экосистеме. Без впечатляющей подготовительной работы, проведенной нашими сотрудниками в Музее естественной истории, было бы невозможно восстановить анатомию этого сложного экземпляра”, – отметил ведущий автор работы Дэвид Фотта (Davide Foffa) из Эдинбургского университета.

Поработать препараторам действительно пришлось изрядно – ведь образец был заключен в весьма сложную для обработки конкрецию-септарию. Скорее всего, именно сложностью работы с образцом можно объяснить тот факт, что довольно крупный и комплектный череп рептилии так надолго забыли в музейных фондах.

“Образец был полностью заключен в сверхтвердую горную породу, по которой проходили жилы кальцита, образовавшиеся вокруг него во время процесса окаменения. Эта неподатливая порода должна была удаляться с использованием долота из углеродистой стали и шлифовальных кругов, инкрустированных промышленными алмазами. Работа длилась много часов в течение нескольких недель, и нужно было проявлять большую осторожность, чтобы не повредить череп и зубы, когда они подвергались нашему воздействию. Этот древний крокодил был синонимом проблем как при жизни, так и после смерти!” – заявил старший препаратор Музея естественной истории Марк Грэхем (Mark Graham).

Статья опубликована в  Journal of Systematic Palaeontology