Тиранозавры были маленькими и быстрыми

Анализ окаменевшей ноги самого старого тиранозавра, найденного в Северной Америке, показывает, что его рост составлял 1,2 метра, а вес приблизительно 78 килограммов, – пишет sciencenews.org  со ссылкой на Communication Biology.

Moros intrepidus
 © Jorge Gonzalez

Названный Moros intrepidus («предвестник гибели»), новый вид является одним из самых маленьких тиранозавров, относящимся к меловому периоду. Открытие Moros intrepidus помогает заполнить пробел в 70 миллионов лет в эволюции тиранозавров, ведущих к свирепым гигантам, таким как T.rex.

Зубы ранних, мелких тиранозавров были обнаружены в породах Северной Америки, датируемых поздним юрским периодом около 150 миллионов лет назад, когда более крупные динозавры-хищники, называемые аллозаврами, возглавляли пищевую цепь. Но затем тиранозавры были замечены в окаменелостях Северной Америк, датируемых 80 миллионами лет назад. За эти 70 миллионов лет они стали колоссальными хищниками. Каким образом динозавры выросли в течение этого периода, остается загадкой.

Палеонтолог Линдсей Занно из Университета штата Северная Каролина в Роли и ее коллеги в течение 10 лет копались в округе Эмери в штате Юта в поисках ключей к разгадке этой тайны. Именно здесь команда обнаружила длинную тонкую ногу М. intrepidus, характерную для быстрого бегуна, совсем не похожего на более поздних огромных тиранозавров.

«Мы видим, что предки крупных тиранозавров был маленькими и быстрыми», – говорит Томас Карр – палеонтолог позвоночных в Карфагенском колледже в Кеноше (штат Висконсин), который не принимал участия в исследовании. И это «предполагает, что тираннозавры стали гигантскими в 16-миллионном периоде между Moros intrepidus и самыми ранними из больших парней».

Сравнивая ископаемые находки M. intrepidus с другими тиранозаврами, чтобы увидеть, как они вписываются в родословную тиранозавров, исследователи определили, что M. intrepidus появился в Азии. Авторы предполагают, что это было частью большой миграции, в которую входили млекопитающие, ящерицы и динозавры, перемещающиеся между современной Сибирью и Аляской во время случайных падений уровня моря.

В конце концов, теплый климат мелового периода, вероятно, убил аллозавров, но не тиранозавров. «Они быстро увеличивались в размерах и продолжали очень быстро становиться доминирующими хищниками в позднемеловых экосистемах», – объяснила Занно.

Даже с открытием M. intrepidus картина эволюции тиранозавра остается неполной. «Здорово, что [новое ископаемое] помогает заполнить часть истории», – говорит палеонтолог позвоночных и эксперт по тиранозаврам х Томас Хольц-младший из Университета Мэриленда в Колледж-Парке. Но ученым необходимо найти остальную часть скелета M. intrepidus, а также других тиранозавров в промежутке в 16 миллионов лет между M. intrepidus и его гигантскими потомками, чтобы помочь точно определить, когда существа выросли в размерах. «История тиранозавров определенно не закончена», – добавил ученый.