В Китае раскопали 25 гектаров окаменелого леса

В двух карьерах на востоке Китая палеонтологи нашли окаменелости леса возрастом более 359 миллионов лет. Деревья росли в болотистой прибрежной зоне, крупнейшие из них были выше 7 метров. Площадь раскопанного палеонтологами леса — около 25 гектаров, что сопоставимо с площадью Московского Кремля, это крупнейший лес девонского периода из когда-либо обнаруженных.

Обрушенный борт карьера, в котором видны следы стволов Синьханского леса© Deming Wang / Le Liu / Current BiologyОбрушенный борт карьера, в котором видны следы стволов Синьханского леса
© Deming Wang / Le Liu / Current Biology

Среди находок времен девонского периода, который длился от 419 до 359 миллионов лет назад, очень мало лесов. Флора тогда была представлена всего несколькими группами растений, из которых больше всего на деревья были похожи представители отдела плауновидных (Lycopodióphyta). Позже, уже в теплом и влажном климате каменноугольного периода, эти споровые растения распространились широко по всей планете, и именно их остатки превратились в залежи угля. В связи с этим эволюция этих растений привлекает особое внимание ученых.

В свежем номере журнала Current Biology китайские палеонтологи описывают свою свежую находку: в двух карьерах неподалеку от города Синьхан на востоке Китая ученые нашли окаменевшие остатки леса — самого большого из тех, что когда-либо находили в Азии. Свою находку палеонтологи датируют поздним девонским периодом: ее возраст от 372 до 359 миллионов лет.

В этих карьерах добывают аргиллит — осадочную породу, которую используют при производстве строительной керамики, огнеупорных материалов и цемента. Ученые сотрудничают с руководством карьера: им позволяют исследовать борта карьеров, когда экскаваторы прекращают работу. В период с 2016 по 2019 год палеонтологи нашли в бортах карьеров Цзяньчуан и Юнчуан множество окаменевших стволов плауновидных.

Структура корней всех найденных окаменелостей одинакова, потому их отнесли к одному виду — плаунам Guangdedendron micrum. Диаметры стволов — от 1,0 до 18,7 сантиметра — позволили оценить высоту деревьев: от 1,1 до 7,7 метра, а в среднем — около трех метров (именно размерами обусловлено видовое название деревьев — miсrum, от греч. «маленький»). Это не самые высокие плауновидные деревья из известных науке: в девонском периоде некоторые из них вырастали и до 10 метров, а по находкам каменноугольного периода известно и об экземплярах по 40—50 метров в высоту.

Гуандендроны росли в заболоченной прибрежной зоне. По внешнему виду они напоминали пальмы или, как говорит один из авторов, плантацию сахарного тростника. Если же проводить аналогию, учитывая среду обитания и экологическую роль раскопанного в Китае девонского леса, то больше всего он был похож на мангровый.

Кроме собственно стволов ученые нашли и окаменелости шишек. С их помощью гуандендроны размножались: в шишках находились споры. Филогенетический и стратиграфический анализ показал, что деревья плодоносили в основном лишь однажды за свою жизнь. Также ученые проанализировали корневую систему гуандендронов и подтвердили гипотезу о том, что гигантские плауновидные каменноугольного периода произошли именно от низкорослых плаунов девона.

Ранее окаменевшие леса сходного возраста ученые уже находили в Кэтскилльских горах (штат Нью-Йорк, США), и на архипелаге Шпицберген(Норвегия), однако по размеру они сильно уступают синьханскому. Ученые констатируют, что их находка — это самый крупный окаменевший лес девонского периода, который по своей площади превосходит даже некоторые находки каменноугольного периода, когда деревьев на Земле было гораздо больше.