В Крыму нашли останки крупнейшей птицы Северного полушария

Ученые из Палеонтологического института РАН и Крымского федерального университета нашли в одной из крымских пещер кость гигантской нелетающей птицы. Ее масса сопоставима с массой среднего белого медведя, но при этом птица довольно быстро бегала.

Внешний вид самой крупной нелетающей птицы Северного полушария в представлении художника© Andrey AtuchinВнешний вид самой крупной нелетающей птицы Северного полушария в представлении художника
© Andrey Atuchin

В древности на Земле обитало множество видов гигантских нелетающих птиц. Это, например, эпиорнисы, жившие на Мадагаскаре до середины XVII века, или моа, обитавшие в Новой Зеландии до XVI века. Однако о том, жили ли такие птицы в Европе и вообще где-либо в Северном полушарии, неизвестно, поскольку их останков там не находили.

Но теперь ученые нашли доказательство того, что гигантские птицы жили и в Европе в плейстоцене, то есть почти 2 миллиона лет назад. В Тавридской пещере (Крым) они обнаружили бедренную кость гигантской нелетающей птицы. Ее размеры рассчитали по специальной формуле, исходя из параметров кости. Получилось, что в высоту она могла достигать 3,5 метра, а весила около 450 килограммов. Это почти втрое больше страуса и сопоставимо со средней массой взрослого белого медведя. Останки отнесли к ранее известному виду Pachystruthio dmanisensis.

Пропорции находки напоминают кости страуса, моа или фороракоса — вымершей нелетающей птицы, которая жила в Южной Америке вплоть до плиоцена. Поскольку кость достаточно длинная и тонкая, археологи предполагают, что ее обладатель был неплохим бегуном. Очевидно, это качество было важно для выживания, так как в той же пещере палеонтологи нашли и кости множества хищников — гигантских гепардов, гигантских гиен и саблезубых кошек, которые вполне могли быть врагами птицы, несмотря на ее внушительные размеры.

Подобный же набор окаменелостей животных был обнаружен на стоянке Дманиси в Грузии, которая датируется 1,8-1,7 миллиона лет назад. Там найдены останки гоминид, которые считаются одними из самых древнейших за пределами Африки. Они считаются переходной формой от человека умелогоHomo habilis к человеку работающему Homo ergaster.

Эти свидетельства заставили ученых предположить, что Pachystruthio dmanisensis была типичным представителем фауны Восточной Европы во времена прихода туда первых гоминид. Возможно, люди даже охотились на этих птиц.

«Мы предполагаем, что Pachystruthio dmanisensis вместе с ранним Homo и множеством млекопитающих достигли Северного Причерноморья через Южный Кавказ и Анатолию, потому что более древние (плиоценовые) находки этой фауны известны из Грузии и Турции», —пишут ученые.