Астрономический календарь на декабрь 2022 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 декабря – Луна (Ф= 0,6+) проходит южнее Нептуна,
2 декабря – Луна (Ф= 0,65+) проходит южнее Юпитера,
4 декабря – Нептун в стоянии с переходом к прямому движению,
5 декабря – Луна (Ф= 0,93+) в восходящем узле своей орбиты,
5 декабря – покрытие Урана Луной (Ф= 0,94+) при видимости на всей территории страны,
8 декабря – максимум действия метеорного потока Моноцеротиды (ZHR= 2) из созвездия Единорога,
8 декабря – полнолуние,
8 декабря – покрытие Луной (Ф= 1,0) Марса при видимости на Европейской части страны,
8 декабря – Марс в противостоянии с Солнцем,
9 декабря – Луна (Ф= 0,97-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
12 декабря – Луна (Ф= 0,87-) в апогее своей орбиты на расстоянии 405870 км от центра Земли,
12 декабря – Луна (Ф= 0,84-) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
14 декабря – максимум действия метеорного потока Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецов,
14 декабря – Луна (Ф= 0,7-) проходит севернее Регула,
16 декабря – Луна в фазе последней четверти,
18 декабря – Луна (Ф= 0,28-) проходит севернее Спики,
20 декабря – Луна (Ф= 0,15-) в нисходящем узле своей орбиты,
21 декабря – Меркурий в максимальной восточной (вечерней) элонгации 20 градусов,
21 декабря – зимнее солнцестояние,
21 декабря – Луна (Ф= 0,03-) проходит севернее Антареса,
22 декабря – максимум действия метеорного потока Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой Медведицы,
23 декабря – новолуние,
23 декабря – Луна (Ф= 0,01+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
24 декабря – Луна (Ф= 0,02+) в перигее своей орбиты на расстоянии 358270 км от центра Земли,
24 декабря – Луна (Ф= 0,02+) проходит южнее Меркурия и Венеры,
26 декабря – Луна (Ф= 0,15+) проходит южнее Сатурна,
28 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,33+) звезды пси3 Водолея при видимости в Сибири,
28 декабря – Луна (Ф= 0,37+) проходит южнее Нептуна,
29 декабря – Меркурий в стоянии с переходом к попятному движению,
29 декабря – Меркурий проходит в 1,4 гр. севернее Венеры,
29 декабря – Луна (Ф= 0,44+) проходит южнее Юпитера,
30 декабря – Луна в фазе первой четверти,
31 декабря – покрытие Луной (Ф= 0,66+) звезды омикрон Рыб при видимости в Сибири и на востоке страны.

Солнце до 18 декабря движется по созвездию Змееносца, а затем переходит в созвездие Стрельца. Склонение центрального светила к 21 декабря в 21 час 48 минут по всемирному времени достигает минимума (23,5 градуса к югу от небесного экватора), поэтому продолжительность дня в северном полушарии Земли минимальна. В начале месяца она составляет 7 часов 23 минуты, 22 декабря составляет 6 часов 56 минут, а к концу описываемого периода увеличивается до 7 часов 02 минут. Приведенные выше данные по продолжительности дня справедливы для городов на широты Москвы, где полуденная высота Солнца почти весь месяц придерживается значения 10 градусов. Наблюдать центральное светило можно весь день, но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра. (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу декабря в созвездии Водолея при фазе 0,54+. Здесь 1 декабря при фазе 0,6+ Луна пройдет южнее Нептуна. 2 декабря яркая Луна (Ф= 0,65+) перейдет в созвездие Рыб, пройдя здесь южнее Юпитера. В этот же день лунный овал (Ф= 0,71+) перейдет в созвездие Кита, а 3 декабря еще раз вступит в созвездие Рыб при фазе 0,78+. 4 декабря ночное светило (Ф= 0,88+) перейдет в созвездие Овна, и устремится к Урану, который покроет 5 декабря при фазе 0,94+ и видимости на всей территории страны. 6 декабря Луна (Ф= 0,97+) перейдет в созвездие Тельца, где на следующий день при фазе около 0,99+ будет находиться между Плеядами и Гиадами. 7 декабря почти полная Луна пройдет севернее Альдебарана, а 8 декабря примет фазу полнолуния и покроет Марс во время его противостояния. 9 декабря Луна перейдет в созвездие Близнецов, уменьшив фазу до 0,99-. 11 декабря лунный овал перейдет в созвездие Рака при фазе 0,89-. 12 декабря Луна (Ф= 0,84-) пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44), а 13 декабря перейдет в созвездие Льва при фазе 0,78-. Здесь Луна 14 декабря пройдет севернее Регула при фазе 0,7-. 16 декабря лунный полудиск перейдет в созвездие Девы, уменьшив фазу до 0,51-. Здесь 18 декабря лунный серп при фазе 0,28- пройдет севернее Спики. 19 декабря Луна при фазе 0,18- перейдет в созвездие Весов. 21 декабря тонкий месяц (Ф= 0,07-) перейдет в созвездие Скорпиона, а при фазе 0,04- – в созвездие Змееносца, наблюдаясь севернее Антареса. В этом созвездии лунный серп будет находиться до 23 декабря, когда при фазе 0,01- перейдет в созвездие Стрельца. В этом созвездии Луна примет фазу новолуния и пробудет здесь до 25 декабря. 24 декабря молодой месяц при фазе 0,02+ пройдет южнее Венеры и Меркурия, а затем (уже 25 декабря) перейдет в созвездие Козерога, увеличив фазу до 0,05+. Здесь 26 декабря при фазе 0,15+ Луна пройдет южнее Сатурна, а при фазе 0,18+ 27 декабря перейдет в созвездие Водолея. Здесь 28 декабря ночное светило (Ф= 0,37+) пройдет южнее Нептуна, а 29 декабря перейдет в созвездие  Рыб при  фазе 0,41+, где пройдет (Ф= 0,44+) южнее Юпитера. В этот же день Луна (Ф= 0,48+) перейдет в созвездие Кита, где примет фазу первой четверти 30 декабря. В этот день лунный полудиск при фазе 0,55+ еще раз перейдет в созвездие Рыб. 31 декабря Луна (Ф= 0,68+) достигнет созвездия Овна, где и закончит путь по декабрьскому небу при фазе 0,69+.

Меркурий движется в одном направлении с Солнцем  по созвездию Змееносца, 4 декабря переходя в созвездие Стрельца, где 29 декабря сменит движение на попятное.. Весь месяц быстрая планета находится на вечернем небе. Найти Меркурий можно около Венеры на фоне вечерней зари. 21 декабря планета достигает максимальной восточной элонгации 20 градусов. Блеск планеты составляет около -0,6m. Видимый диаметр Меркурия за описываемый период увеличивается от 5 до 8,4 секунд дуги, а фаза планеты уменьшается от 0,95 до 0,25.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца, 7 декабря переходя в созвездие Стрельца. 24 декабря близ Венеры пройдет Луна. Планету можно найти на фоне вечерней зари. Видимый диаметр Венеры составляет около 10”, а фаза – около 1,0 при блеске около -4m. В телескоп виден небольшой диск без каких-либо деталей на поверхности.

Марс перемещается попятно по созвездию Тельца. Планета имеет ночную видимость, которая постепенно улучшается. 1 декабря Марс максимально сближается с Землей (до 0,544 а.е.). 8 декабря загадочная планета вступает в противостояние с Солнцем. Блеск Марса в период противостояния максимален (-2m), как и видимый диаметр (более 17 секунд дуги). К концу месяца блеск планеты уменьшается до -1,4m, а видимый диаметр до 15 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск с многочисленными деталями на поверхности планеты. Идет наиболее благоприятный период для визуальных и фотографических  наблюдений Марса в 2022 году.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Газовый гигант наблюдается на вечернем и ночном небе. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается за месяц от 43” до 39” при блеске около -2,4m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а  в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога. Окольцованную планету можно найти на вечернем и ночном небе. Блеск планеты составляет +0,8m при видимом диаметре около 16”. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 15 градусов.

Уран (6m, 3,5”) перемещается попятно по созвездию Овна близ слабой звезды сигма Овна (5,5m). 5 декабря Уран покроется Луной. Планета находится на вечернем и ночном небе. Уран может быть  найден  при помощи бинокля, а в безлунные ночи его можно разглядеть невооруженным глазом. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет попятное движение (4 декабря меняя его на прямое), перемещаясь по созвездию Водолея южнее звезды лямбда Psc (4,5m). Планета находится на вечернем и ночном небе. Нептун можно найти в бинокль с использованием звездных карт  Астрономического календаря на 2022 год. Диск планеты различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца расчетный блеск около 10m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: ZTF (C/2022 E3) и ZTF (C/2020 V2). Первая при максимальном расчетном блеске около 8m движется по созвездиям Змеи  и Северной Короны. Вторая перемещается по созвездиям Дракона, Жирафа и Цефея при максимальном расчетном блеске около 10m. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самой яркой будет Веста в созвездии Водолея при блеске около 8m. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Долгопериодические переменные звезды месяца. Данные по переменным звездам (даты максимумов и минимумов) можно найти на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 8 декабря в максимуме действия окажутся Моноцеротиды (ZHR= 2) из созвездия Единорога. Луна в период максимума этого потока будет иметь фазу полнолуния и будет сильной помехой для наблюдений. 14 декабря максимума действия достигнут Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецов. Мощный зимний поток с высоким радиантом. Луна, в фазе близкой к последней четверти, помешает наблюдениям. 22 декабря максимума действия достигнут Урсиды (ZHR= 10) из созвездия Малой Медведицы. Луна, в фазе близкой к новолунию, не будет помехой наблюдениям. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в АК_2022 – http://www.astronet.ru/db/msg/1769488