Астрономический календарь на сентябрь 2022 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 сентября – максимум действия метеорного потока Ауригиды из созвездия Возничего (ZHR= 6),
1 сентября – Луна (Ф= 0,3+) в нисходящем узле своей орбиты,
3 сентября – Луна (Ф= 0,49+) проходит севернее Антареса,
3 сентября – Луна в фазе первой четверти,
5 сентября – Венера проходит в 0,7 гр. севернее Регула,
5 сентября – Луна (Ф= 0,7+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
7 сентября – Луна (Ф= 0,9+) в перигее своей орбиты на расстоянии 364494км от центра Земли,
7 сентября – Марс проходит в 4 гр. севернее Альдебарана,
8 сентября – Луна (Ф= 0,94+) близ Сатурна,
9 сентября – максимум действия метеорного потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR=5),
9 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,99+) звезды тау Водолея при видимости на Европейской части страны,
9 сентября – Меркурий в стоянии с переходом к попятному движению,
10 сентября – полнолуние,
10 сентября – Луна (Ф= 0,99-) близ Нептуна,
11 сентября – Луна (Ф= 0,98-) близ Юпитера,
11 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,97-) звезды 14 Кита при видимости на Европейской части и севере страны,
14 сентября – Луна (Ф= 0,81-) в восходящем узле своей орбиты,
14 сентября – Луна (Ф= 0,78-) близ Урана (покрытие, видимое в западной половине страны),
16 сентября – Нептун в противостоянии с Солнцем,
17 сентября – Луна (Ф= 0,58-) близ Марса,
17 сентября – Луна в фазе последней четверти,
17 сентября – покрытие Луной (Ф= 0,49-) звезды 125 Тельца при видимости на Европейской части и севере страны,
18 сентября – Луна (Ф= 0,45-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
19 сентября – Луна (Ф= 0,35-) в апогее своей орбиты на расстоянии 404557 км от центра Земли,
21 сентября – Луна (Ф= 0,19-) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44).
23 сентября – осеннее равноденствие,
23 сентября – Меркурий в нижнем соединении с Солнцем,
23 сентября – Луна (Ф= 0,07-) проходит севернее Регула,
25 сентября – Луна (Ф= 0,01-) проходит севернее Венеры и Меркурия,
25 сентября – новолуние,
26 сентября – Юпитер в противостоянии с Солнцем,
26 сентября – Меркурий проходи в 3 гр. южнее Венеры,
27 сентября – Луна (Ф= 0,03+) проходит севернее Спики,
28 сентября – Луна (Ф= 0,1+) в нисходящем узле своей орбиты,
30 сентября – Луна (Ф= 0,27+) проходит севернее Антареса.

Солнце движется по созвездию Льва до 17 сентября, а затем переходит в созвездие Девы и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила уменьшается с каждым днем все быстрее, а продолжительность ночи увеличивается. Осеннее равноденствие (23 сентября) сравнивает продолжительность дня и ночи на  всей Земле, а после перехода Солнца в южное полушарие неба ночь в северном полушарии Земли  становится длиннее дня (астрономическая осень), а в южном полушарии Земли – короче (астрономическая весна). В начале месяца долгота дня на широте Москвы составляет 13 часов 47 минут, а в конце – 11 часов 38 минут, и продолжает быстро уменьшаться. Полуденная высота Солнца на широте Москвы уменьшится за месяц с 42 до 31 градуса. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по небу сентября в созвездии Девы при фазе 0,22+, перейдя 1 сентября в созвездие Весов при фазе 0,24+. 2 сентября лунный серп вступит в созвездие Скорпиона при фазе 0,4+, соседствуя с кометой PANSTARRS (C/2017 K2). На следующий день, увеличив фазу до 0,48+ Луна перейдет в созвездие Змееносца (наблюдаясь первую половину ночи севернее Антареса). Здесь ночное светило примет  фазу первой четверти 3 сентября. Перемещаясь по созвездию Змееносца Луна при фазе 0,62+ перейдет в созвездие Стрельца. В этом созвездии ночное светило будет находиться до 7 сентября, когда вступит в созвездие Козерога при фазе 0,85+. 8 сентября Луна (Ф= 0,94+) пройдет здесь южнее Сатурна. В этот же день яркий лунный диск (Ф= 0,97+) перейдет в созвездие Водолея, наблюдаясь над горизонтом всю ночь. Здесь 10 сентября Луна примет фазу полнолуния и пройдет южнее Нептуна, а 11 сентября при фазе 0,99- перейдет в созвездие Рыб. В этот же день яркая Луна пройдет южнее Юпитера при фазе 0,98-, и перейдет в созвездие Кита. 12 сентября ночное светило (Ф= 0,95-) еще раз пересечет границу созвездия Рыб, где пробудет до 13 сентября. В этот день Луна при фазе 0,87- вступит в созвездие Овна, где 14 сентября при фазе 0,78- покроет Уран (видимость в западной половине страны). Перейдя в созвездие Тельца 15 сентября (Ф= 0,74-), Луна пройдет в этот день южнее Плеяд при фазе 0,7-. 16 сентября Луна (Ф= 0,6-) будет находиться близ Альдебарана и Марса, а 17 сентября примет в созвездии Тельца фазу последней четверти. 18 сентября лунный серп (Ф= 0,46-) вступит в созвездие Близнецов, где пробудет до 20 сентября. В этот день Луна (Ф= 0,25-) вступит в созвездие Рака, а на следующий день при фазе 0,19- пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44). 22 сентября тонкий старый месяц 0,13- перейдет в созвездие Льва. 23 сентября Луна пройдет севернее Регула при фазе 0,07-. 25 сентября лунный серп (Ф= 0,01-) перейдет в созвездие Девы, находясь севернее Венеры и Меркурия. В этот же день Луна вступит в фазу новолуния и перейдет на вечернее небо. 27 сентября молодой месяц (Ф= 0,03+) пройдет севернее Спики, а 28 сентября при фазе 0,08+ перейдет в созвездие Весов. 30 сентября Луна (Ф= 0,2+) вступит в созвездие Скорпиона, в этот же день перейдя в созвездие Змееносца при фазе 0,26+ и закончив путь по сентябрьскому небу.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 9 сентября меняя движение на попятное. Планета наблюдается на фоне вечерней зари (лучше всего в южных широтах страны). Угловое удаление от Солнца в начале месяца составит 27 градусов. Во время соединения элонгация будет имеет значение 4 градуса, а к концу месяца увеличится до  13 градусов. В это время Меркурий будет наблюдаться на утреннем небе. Блеск планеты уменьшается от 0m до

+5m ко времени нижнего соединения с Солнцем, а затем увеличивается до +1,4m к концу месяца. Видимый диаметр Меркурия за месяц увеличивается от 8 до 10 секунд дуги ко времени нижнего  соединения  с Солнцем а затем уменьшается до 9 секунд дуги к концу месяца. Фаза Меркурия уменьшается от 0,5 до 0, к нижнему соединению с Солнцем, а затем увеличивается до 0,15. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид поудиска, переходящего в серп.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва, 24 сентября переходя в созвездие Девы. 25 сентября севернее Венеры пройдет Луна. Планета наблюдается на фоне утренней зари, уменьшая угловое удаление от Солнца от 14 до 6 градусов. Видимый диаметр Венеры придерживается значения 10”. Фаза Венеры составляет около 1 при блеске около -4m. В телескоп наблюдается небольшой диск без деталей. Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. Планета имеет ночную и утреннюю видимость, которая постепенно улучшается. Блеск Марса увеличивается за месяц от 0m до -0,6m. Видимый диаметр загадочной планеты увеличивается от 10 до 12 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск с хорошо различимыми деталями поверхности. Идет благоприятный период для визуальных и фотографических наблюдений Марса.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Кита и Рыб. Газовый гигант наблюдается всю ночь, т.к. вступает в противостояние с Солнцем 26 сентября. Это самый благоприятный период для наблюдения самой большой планеты Солнечной системы, как визуальных, так и фотографических. Угловой диаметр Юпитера увеличивается за месяц от 49” до 50” при блеске около -2,8m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Козерога, находясь близ противостояния с Солнцем. Окольцованная планета видна всю ночь. Блеск планеты составляет +0,5m при видимом диаметре менее 19”. В телескоп можно наблюдать некоторые детали на поверхности планеты, кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 15 градусов.

Уран (6m, 3,5”) перемещается попятно по созвездию Овна близ слабой звезды сигма Овна (5,5m).  14 сентября Уран покроется Луной, а видимость покрытия будет иметь место в западной половине страны. Планета находится на ночном и утреннем небе. Уран может быть найден при помощи бинокля с применением звездных карт. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний (лучше около противостояния) на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Водолея южнее звезды лямбда Psc (4,5m). Планета наблюдается всю ночь, т.к. вступает в противостояние с Солнцем 16 сентября. Нептун можно найти в бинокль с использованием звездных карт   Астрономического календаря на 2022 год . Диск планеты различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, наиболее удобных для наблюдений с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будет иметь PANSTARRS (C/2017 K2), которая максимальном расчетном блеске около 7m движется по созвездиям Скорпиона и Волка. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самой яркой будет Веста, которая перемещается по созвездиям Водолея и Козерога при блеске, уменьшающемся за месяц от 6,0m до 6,7m. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Долгопериодические переменные звезды месяца. Данные по переменным звездам (даты максимумов и минимумов) можно найти на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 1 сентября пик максимума будет у потока Ауригиды из созвездия Возничего (ZHR= 6). 9 сентября максимума действия достигнут Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR= 5). В период максимума Ауригид условия наблюдений достаточно благоприятные, т.к. максимум потока приходится на близкое новолуние. Для максимума потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды Луна около фазы полнолуния создаст некоторые помехи для наблюдений метеоров. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в АК_2022 – http://www.astronet.ru/db/msg/1769488