Астрономический календарь на октябрь 2022 года

Избранные астрономические события месяца (время всемирное):

1 октября – Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению,
2 октября – Луна (Ф= 0,47+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
3 октября – Луна в фазе первой четверти,
4 октября – Луна (Ф= 0,69+) в перигее своей орбиты на расстоянии 369328км от центра Земли,
5 октября – Луна (Ф= 0,78+) близ Сатурна,
7 октября – покрытие Луной (Ф= 0,94+) звезды пси3 Водолея при видимости в Сибири,
8 октября – Луна (Ф= 0,96+) близ Нептуна,
8 октября – Луна (Ф= 0,98+) близ Юпитера,
9 октября – максимум действия метеорного потока Дракониды (ZHR= 20 100),
9 октября – Меркурий в максимальной западной (утренней) элонгации 18 градусов,
9 октября – полнолуние,
11 октября – Луна (Ф= 0,95-) в восходящем узле своей орбиты,
11 октября – покрытие Луной (Ф= 0,95-) звезды омикрон Овна при видимости на Европейской части страны и в Сибири,
12 октября – Луна (Ф= 0,94-) близ Урана (покрытие, видимое на востоке страны),
15 октября – Луна (Ф= 0,74-) близ Марса,
16 октября – Луна (Ф= 0,64-) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора,
17 октября – Луна (Ф= 0,53-) в апогее своей орбиты на расстоянии 404328 км от центра Земли,
17 октября – Луна в фазе последней четверти,
17 октября – покрытие Луной (Ф= 0,48-) звезды омега Рака при видимости на Европейской
части страны и в Сибири,
18 октября – Венера проходит в 3,2 гр. севернее Спики,
18 октября – Луна (Ф= 0,4-) проходит севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44),
20 октября – Луна (Ф= 0,24-), проходит севернее Регула,
21 октября – покрытие Луной (Ф= 0,2-) звезды 46 Льва при видимости на Европейской части страны и в Сибири,
21 октября – максимум действия метеорного потока Ориониды (ZHR= 15),
22 октября – Венера в верхнем соединении с Солнцем,
23 октября – Сатурн в стоянии с переходом к прямому движению,
24 октября – Луна (Ф= 0,01-) близ Меркурия (покрытие, видимое в Северной Америке),
24 октября – Луна (Ф= 0,01-) проходит севернее Спики,
25 октября – частное солнечное затмение при видимости в России (наибольшая фаза 0,86)
25 октября – новолуние,
25 октября – Луна (Ф= 0,01+) близ Венеры (покрытие не видно из-за близости к Солнцу),
26 октября – Луна (Ф= 0,01+) в нисходящем узле своей орбиты,
26 октября – Меркурий проходит в 3,5 гр. севернее Спики,
28 октября – Луна (Ф= 0,1+) близ Антареса,
29 октября – Луна (Ф= 0,21+) в перигее своей орбиты на расстоянии 368294км от центра Земли,
30 октября – Луна (Ф= 0,26+) проходит точку максимального склонения к югу от небесного экватора,
30 октября – Марс в стоянии с переходом к попятному движению.

Солнце движется по созвездию Девы до конца месяца, а наблюдать его поверхность можно в любой телескоп, защищенный солнечным фильтром у объектива. Особенно интересно наблюдать Солнце на восходе или заходе. Относительно теплая погода октября создает комфортные условия для проведения у телескопа всей ночи, длящейся более полусуток. Долгота дня за месяц уменьшается с 11 часов 34   минут до 09 часов 17 минут. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца уменьшится за месяц от 31 до 20 градусов. Октябрь – один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале «Небосвод» http://astronet.ru/db/msg/1222232 ).

Луна начнет движение по небу октября в созвездии Змееносца при фазе 0,28+, наблюдаясь близ Антареса. 2 октября Луна перейдет в созвездие Стрельца при фазе 0,4+. В этом созвездии ночное светило примет фазу первой четверти 3 октября, а 4 октября вступит в созвездие Козерога при фазе 0,65+. 5 октября Луна (Ф= 0,78+) пройдет здесь южнее Сатурна. 6 октября лунный овал (Ф= 0,84+) перейдет в созвездие Водолея, где 8 октября при фазе 0,96+ пройдет южнее Нептуна. В этот же день яркая Луна (Ф= 0,97+) перейдет в созвездие Рыб, пройдя здесь южнее Юпитера при фазе 0,98+. 9 октября лунный диск (Ф= 0,99+) перейдет в созвездие Кита. В этот же день Луна еще раз вступит в созвездие Рыб, приняв здесь фазу полнолуния. 11 октября ночное светило (Ф= 0,99-) перейдет в созвездие Овна, и устремится к Урану, который покроет 12 октября при фазе 0,94- и видимости на востоке страны. В этот же день Луна (Ф= 0,91-) перейдет в созвездие Тельца, где 13 октября при фазе около 0,87- будет находиться между Плеядами и Гиадами. 14 октября лунный овал (Ф= 0,82-) пройдет севернее Альдебарана, а 15 октября при фазе 0,74- – севернее Марса. В этот же день Луна перейдет в созвездие Близнецов, уменьшив фазу до 0,69-. Здесь ночное светило примет фазу последней четверти 17 октября, перейдя в этот же день в созвездие Рака при фазе 0,48-. 18 октября лунный серп (Ф= 0,4-) пройдет севернее рассеянного звездного скопления Ясли (М44), а 19 октября при фазе 0,32- перейдет в созвездие Льва. 20 октября Луна пройдет севернее Регула при фазе 0,24-, а 22 октября перейдет в созвездие Девы, уменьшив фазу до 0,1-. Здесь 24 октября тонкий лунный серп при фазе 0,01- покроет Меркурий при видимости в Северной Америке. В этот же день Луна пройдет севернее Спики, а 25 октября примет фазу новолуния близ Венеры (покрытие не видно из-за близости к Солнцу). В данное новолуние произойдет частное солнечное затмение при видимости в нашей стране. Перейдя на вечернее небо, Луна 25 октября вступит в созвездие Весов при фазе 0,01+. 27 октября молодой месяц (Ф= 0,05+) перейдет в созвездие Скорпиона, а 28 октября при фазе около 0,1+ – в созвездие Змееносца. В этот день лунный серп будет наблюдаться севернее Антареса. 29 октября, увеличив фазу до 0,19+, Луна перейдет в созвездие Стрельца. Здесь лунный серп будет находиться до 31 октября, когда при фазе 0,42+ перейдет в созвездие Козерога и закончит здесь свой путь по небу октября.

Меркурий перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Планета наблюдается на фоне утренней зари, постепенно сближаясь со Спикой. 24 октября Меркурий покроет Луна при видимости в Северной Америке. Угловое удаление от Солнца в начале месяца составит 13 градусов. Ко времени максимальной западной элонгации 9 октября угловое расстояние увеличится до 18 градусов, а к концу описываемого периода уменьшится до 6 градусов. Блеск планеты за месяц увеличивается от +1,4m до -1,2m, а видимый диаметр уменьшается от 9 до 5 секунд дуги. Фаза Меркурия постепенно увеличивается от 0,15 до 1. Это означает, что при наблюдении в телескоп Меркурий будет иметь вид серпа, переходящего в полудиск, а затем – в диск.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, 29 октября переходя в созвездие Весов. 22 октября планета пройдет верхнее соединение с Солнцем, а 25 октября близ Венеры пройдет Луна (покрытие не видно из-за близости к Солнцу). Планета не видна, т.к. ее угловое расстояние от центрального светила уменьшается от 6 до 1 градуса. Видимый диаметр Венеры придерживается значения 10”. Фаза Венеры составляет около 1 при блеске около -4m.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца, 30 октября переходя к попятному движению. Планета имеет ночную и утреннюю видимость, которая постепенно улучшается. Блеск Марса увеличивается за месяц от -0,6m до -1,3m. Видимый диаметр загадочной планеты увеличивается от 12 до 15 секунд дуги. В телескоп наблюдается небольшой диск с хорошо различимыми деталями поверхности. Идет благоприятный период для визуальных и фотографических наблюдений Марса.

Юпитер перемещается попятно по созвездию Рыб. Газовый гигант наблюдается всю ночь, т.к. находится около противостояния с Солнцем. Это самый благоприятный период для наблюдения самой большой планеты Солнечной системы, как визуальных, так и фотографических. Угловой диаметр Юпитера уменьшается за месяц от 50” до 47 ” при блеске около -2,7m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности Юпитера видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты, а также различные конфигурации спутников.

Сатурн перемещается попятно по созвездию Козерога, 23 октября переходя к прямому движению. Окольцованная планета видна вечером и ночью невысоко над горизонтом. Блеск планеты составляет +0,6m при видимом диаметре около 18”. В телескоп с диаметром объектива от 60мм можно наблюдать некоторые детали на поверхности планеты, кольцо и спутник Титан, а также другие наиболее яркие спутники. Видимый наклон колец Сатурна составляет 15 градусов.

Уран (6m, 3,5”) перемещается попятно по созвездию Овна близ слабой звезды сигма Овна (5,5m).  12 сентября Уран покроется Луной, а видимость покрытия будет иметь место на востоке страны. Планета находится на ночном небе. Уран может быть найден при помощи бинокля с применением звездных карт. Разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно наблюдать в периоды новолуний (лучше около противостояния) на темном чистом небе. Блеск спутников Урана слабее 13m.

Нептун (8m, 2,4”) имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Водолея южнее звезды лямбда Psc (4,5m). Планета наблюдается всю ночь, т.к. находится около противостояния с Солнцем. Нептун можно найти в бинокль с использованием звездных карт Астрономического календаря на 2022 год. Диск планеты различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет месяца, наиболее удобных для наблюдений с территории нашей страны, расчетный блеск около 10m и ярче будет иметь PANSTARRS (C/2017 K2), которая максимальном расчетном блеске ярче 7m движется по созвездиям Волка и Скорпиона. Подробные сведения о других кометах месяца имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений – на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов месяца самой яркой будет Веста, которая перемещается по созвездиям Козерога и Водолея при блеске, уменьшающемся за месяц от 6,7m до 7,3m. Сведения о покрытиях звезд астероидами на http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm .

Долгопериодические переменные звезды месяца. Данные по переменным звездам (даты максимумов и минимумов) можно найти на http://www.aavso.org/.

Среди основных метеорных потоков 9 октября максимума действия достигнут Дракониды (ZHR= 20 –  100). 21 октября максимальной интенсивности достигнут Ориониды (ZHR= 15). Луна в период максимума первого потока будет в фазе полнолуния, а второго – в фазе близкой к новолунию. Поэтому условия наблюдений метеоров Драконид будут сильно ограничены влиянием Луны, а Ориониды будут наблюдаться без особых помех. Подробнее на http://www.imo.net.

Дополнительно в АК_2022 – http://www.astronet.ru/db/msg/1769488